Подписка на RSS

Блоки SRS разработают в России…

Март 10th, 2024

Недавно набрёл на новостную статью о том, что то ли Sollers, то ли Итэлма будут производить компоненты системы пассивной безопасности, которых отечественные автомобили лишились после применения санкций. Итэлма уже производит, например, ЭБУ двигателей и вроде, даже, АБС. Легко заметить, правда, что внутри ЭБУ двигателя стоят иностранные компоненты, такие как процессор Infineon, как его приобретают – неизвестно.

 

Ну если в разработку ЭБУ двигателя в какие-то приемлемые сроки мы еще бы поверили, то разработка ЭБУ SRS – это совершенно другая история. В наших статьях мы не раз рассказывали на сколько сложны и затейливы блоки управления подушками безопасности, а о том как они работают и устроены мы рассказывали на одном вебинаре. Так что задача эта не шуточная. Хочется также заметить, что производителей блоков управления этими системами не так много в мире: Bosch/Siemens, Continental AG, Autoliv и ряд других, которых вполне можно посчитать по пальцам. Эти компании, безусловно, потратили десятилетия на то, чтобы блок управления эволюционировал в то, что в настоящее время мы видим в современных автомобилях, и взять вот так и разработать то, о чём большинство технических специалистов в нашей стране толком ничего не знают, представляется мне идеей очень сомнительной!

 

К счастью, в процессе эволюции блоков, которой мы были непосредственными свидетелями, так как занимались ремонтом и исследованием этих ЭБУ, блоки претерпели сильное упрощение в плане количества электронных компонентов на плате. Технологии, проработанные компаниями Bosch или Avtoliv воплотились в виде заказных компонентов, кои теперь производятся тем же вышеупомянутым Infineon-ом или компанией Renesas. Казалось бы это очень здорово – возьми пару процессоров, драйвера подушек и датчиков, купи готовые датчики-сателиты (что это такое мы рассказывали на вебинаре), вот и блок готов! Однако, эти детали на то и “заказные”, права на них пренадлежат компаниям, для которых они производились, и купить их просто не получится, их просто никто не продаст и дело не в санкциях!

 

А разработать свои компоненты, да еще и в России вряд ли получится. Почему? Ну возьмем к примеру тот же Китай, который успешно дублирует микросхемы, о назначении которых даже и не догадывается. Потому что существует технология дублирования, позволяющая снять матрицу компонента и изготовить его полную копию. В своей практике мы часто покупаем этакие “неоригинальные” компоненты, в том числе драйвера подушек, многие из которых (вот это да!) даже работают! Правда не все. И не всегда. В частности, не удалось Китайцам сделать копию знаменитого процессора SPC560P50 от STMicroelectronics. Да, этот процессор определялся как оригинальный, его можно было записать и прочитать, однако он не работал. Точнее работал, но не долго ))

 

Такая же история была с электронно-механическими компонентами (MEMS), например датчиками-акселерометрами HIGH-G. Практически ни один датчик, купленный на китайском рынке не являлся рабочим, хотя внешне выглядел как оригинал.

 

Если уж китайцам не всегда удаётся “разработать” подобные компоненты, ужели наш довольно скудный рынок электронных компонентов резко освоит такие технологии?

 

А что программное обеспечение блоков?

 

Тут еще более интересный момент. ПО блоков SRS, равно как и алгоритмы работы этих систем, скажу как человек, который долгое время занимался экспертизой в этой области, держатся в стражайшем секрете. Мало кто знает даже принципы работы блока SRS, не говоря уж о конкретных корелляциях между параметрами автомобиля, такими как форма кузова, плотность материалов кузова, двигателя, крепежных систем, формой и длиной рулевой колонки, положением сидений и прочими прочими параметрами, и тем когда, с какой силой, и за какое время должна сработать каждая подушка безопасности. Возможно, многие даже не знают, что подушки безопасности срабатывают не одновременно, чтобы не повредить барабанные перепонки находящимся в автомобиле пассажирам. Но это лишь один ньанс из тысячи, обрабатываемых алгоритмами современного блока. Не даром в состав периферии блока входят не только датчики-сателиты, но и датчики положений сидений, датчики давления в дверях, датчики веса пассажиров и многое другое!

 

Отдельного обсуждения требует и ремень безопасности, снабжаемый системой натяжения. Как известно, они бывают самые разнообразные, об этом мы писали на нашем портале не раз. Например, ремень натягивается, но он же имеет и систему “ограничения нагрузки”, чтобы просто-напросто, не раздавить пассажира в момент ДТП. При этом, затянувшись, он частично ослабляется и эта мера ослабления тоже должна быть рассчитана и подтверждена многочисленными тестами. Но и это не всё!  Современные ремни имеют пиропатроны как в катушках ремней, так и в основании (на замке), и это – разные системы защиты. Одна из них предотвращает движение тела вперёд, в то время как вторая – движение тазовой области и коленей.

 

Многие современные автомобильные сиденья снабжены не только боковыми подушками, но и тазовыми. В этой области – очень тонкая работа, так как вместо спасения, можно нанести увечья.

 

Последняя тема занимает особое место в производстве систем пассивной безопасности. Все помнят почившую Takata, которую, кстати, очень любили наши производители (эти блоки стояли и на ВАЗ. и вроде как даже на AURUS). А почему эта компания сгинула мы тоже писали – страшные внезапные срабатывания подушек, осколки, вылетающие из пиропатронов, унесли жизни многих автовладельцев и их пассжиров, в результате чего компания была вынуждена отозвать огромное количество произведённой продукции.

 

Так что разработка системы управления подушками безопасности, равно как и изготовление самих подушек – дело совсем непростое! И на сегодняшний день мы не видим путей для реализации подобного проекта. Ради прикола, мы даже написали официальное письмо в компанию Итэлма, чтобы понять каким образом они планируют разработать блок управления SRS. Ясное дело, нам никто не ответил. Наверное, слишком заняты разработкой блоков ))

 

Оставить комментарий:

Вы должны войти, прежде чем комментировать.